Реформа СРО

С июля 2017 г. вступил в силу закон, который внес ряд существенных изменений в законодательство, регламентирующее саморегулирование в строительстве. Однако для большей части строительного рынка, некоторые положения данного закона, начали свое действие ранее, а именно с 04 июля 2016 года.

Основные нововведения выделим в несколько групп:

  • определение обязательности членства в СРО и критериев освобождения от такой обязанности;
  • внедрение членства по территориальному принципу;
  • изменения в функционировании компфондов;
  • введение требований к кадровому составу организаций — членов СРО, а так же процедуры их (требований) подтверждения.

Рассмотрим эти нововведения.

Теперь законодателем разделены лица, обязанные состоять в СРО и для которых такая обязанность не определена. Например, обязанность установлена для:

  • подрядчиков, заключающих договора с застройщиком;
  • ответственным за эксплуатацию зданий и сооружений;
  • региональным оператором; техзаказчиком;
  • застройщиков, самостоятельно производящих работы;
  • техзаказчиков;
  • участвующих в отборах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Данное требование не распространяется на лиц:

  • являющихся субподрядчиками;
  • выполняющих работы ценой не более трех миллионов рублей;
  • являющихся государственными и муниципальными;
  • выполняющих работы, не относящиеся к капитальному строительству.

Физлицам, ведущим индивидуальное жилищное строительство тоже нет необходимости во вступлении.

С июля 2017 года единственным подтверждением того, что предприятие или предприниматель состоят в СРО, является наличие информации об этом в Едином электронном реестре СРО. Им выдается выписка из данного реестра. Этим упразднены свидетельства СРО, подтверждавшие такое членство.

Было:

Стало:

Еще одно новшество — территориальный принцип формирования СРО. Его сущность заключается в запрете организациям и ИП состоять в СРО, зарегистрированной в субъекте РФ отличном от их регистрации. До введения данной нормы это было обыденным явлением. Из данного правила есть исключения — оно не касается иностранных компаний и резидентов, местом нахождения которых являются регионы где нет саморегулируемых организаций. Данное нововведение распространяется только на саморегулируемые организации в области строительства и не относится к проектировщикам и изыскателям.

До 01 декабря 2016 г. все состоящие в СРО компании (ИП) должны были самоопределиться, требуется или нет им членство в СРО, а также принять решение о переходе в иную СРО, для выполнения требования территориального принципа. О своем решении, они должны были уведомить свои СРО, до указанной даты, направив соответствующее уведомление:

  • сохранении членства;
  • добровольном прекращении членства;
  • добровольном прекращении членства с переходом в иную СРО.

СРО с 01 июля 2017 г. должны исключить из своего состава неподавших такие уведомления. Исключенные и добровольно прекратившие членство теряют возможность, выполнять работы, требующие членства в СРО на протяжении года после исключения. По истечении данного срока они могут вступить в саморегулируемую организацию. За ними, так же, сохраняется право на возвращение средств, уплаченных в качестве взноса в компфонд. Для этого начиная с 01.07.2021 г. следует обратиться с заявлением в СРО, членами которой они были. Такое право должно быть реализовано на протяжении года после указанной даты.

Организации и ИП, принявшие решение о переходе в другую СРО, обязаны были до 01.07.2017 г. вступить в новую СРО. Со дня вступления, они получили право на перечисление средств из предыдущей СРО в новую. Для реализации этого права им не позднее 01.09.2017 г. следовало направить обращение в СРО, в которой они состояли.

Изменения, связанные с компенсационными фондами.

Существенные изменения коснулись функционирования компенсационных фондов. Ранее СРО формировали один компфонд, являвшийся фондом возмещения вреда. С 01.07.2017 г. создан еще один компфонд — обеспечения договорных обязательств.

Первый из них служит для компенсации вреда третьим лицам, причиненного членом СРО. Все члены СРО формируют этот компфонд своими взносами. Члены саморегулируемой организации не могут освобождаться от этой обязанности. В рамках данного фонда у СРО наступает солидарная ответственность.

Фонд обеспечения договорных обязательств, как следует из названия, обеспечивает ответственность в случае недолжного выполнения членами СРО своих обязательств по договорным отношениям. Это относится только к отношениям, возникающим вследствие проведения конкурентных закупок. Из этого следует, что этот фонд формируется, принявшими решение участвовать в тендерах и отборах членами. В рамках данного фонда для самой организации наступает субсидиарная ответственность.

Законом предусмотрено пять уровней ответственности для каждого из фондов.

Укажем, для примера, минимальные взносы в каждый из фондов, соответствующие первому уровню ответственности.

1. Фонд возмещения вреда:

  • изыскания и проектирование — 50 тыс. руб. если стоимость по одному договору не превышает 25 млн. руб.
  • строительство — 100 тыс. руб. при цене работ по одному договору не превышающей 60 млн. руб.

2. Фонд обеспечения договорных обязательств — 150 тыс. руб. если суммарная стоимость заключенных договоров не превышает 25 млн. руб.

Еще до образования фонда обеспечения договорных обязательств ряд членов СРО осуществили свои взносы. У многих из них их размер составил 300 тыс. руб. и более. Для них законодателем была предусмотрена норма, дающая право до 01 июля 2017 года определить порядок распределения данных средств и либо оставить их все в фонде возмещения вреда, либо перераспределить их в выбранных соотношениях между существующими фондами.

Сами саморегулируемые организации теперь обязаны содержать средства на специальных счетах, в банковских учреждениях, которые отвечают следующим требованиям:

  • Банк имеет генеральную лицензию Центробанка России;
  • их собственные средства — не менее 100 млрд руб.

Такие меры призваны обеспечить лучшую сохранность компенсационных фондов и гарантию их должного использования.

Важными являются и изменения, касающиеся осуществления самой СРО надзора и контроля за деятельностью своих членов. Теперь СРО как минимум один раз в год обязаны проводить выездные проверки своих участников, которые заключили договора в результате проведения тендеров и отборов. Такие участники, в свою очередь, направляют в СРО отчет о таких заключенных договорах за предыдущий календарный год. Такой отчет должен быть направлен не позднее 01 марта года, следующего за отчетным. Если сумма обязательств, согласно актам выполненных работ, внесенных в отчет, превысит сумму, установленную для уровня ответственности, выбранного членом СРО, такой участник должен внести разницу в КФ ОДО и перейти на соответствующий уровень ответственности.

Новым законом на НОСТРОЙ возложена обязанность по разработке стандартов, которые образуют единую систему.

Разрабатываются:

  • стандарты, регламентирующие процессы выполнения работ, устанавливающие единые требования к техническим и технологическим процессам;
  • стандарты, регламентирующие деятельность СРО, определяющие их функции, права, обязанности и условия их реализации.
  • квалификационные стандарты, определяющие необходимый уровень профессиональных качеств специалистов.

Закон наделяет саморегулируемые организации самостоятельными полномочиями по разработке стандартов своей деятельности. Они получили возможность использовать лучшие наработки по контролю за работой своих членов и строительными процессами.

Согласно градостроительного кодекса СРО сама устанавливает требования к своим членам. Однако новым законом определен обязательный минимум, которому они должны отвечать. Одним из требований является высшее профильное образование у руководителя организации или ИП и наличие профильного стажа минимум 5 лет. Следующим является — обязательное наличие в штате специалистов по организации строительства, внесенных в Национальный реестр специалистов. В нем должна содержаться информация как минимум о двоих таких специалистах. К изыскателям и проектировщикам предъявляются аналогичные требования. В штате каждого из них должны быть не меньше 2 главных инженеров проектов, а у проектировщиков еще и минимум два главных архитектора проектов.

Компания или ИП не отвечающая требованиям по кадровому составу могут быть исключены из состава СРО.

Реформирование СРО по рассматриваемому закону длится уже более года. Это достаточный период, чтобы сделать первые выводы о качестве внесенных изменений и трудностях продвижения реформы. Ряд общественных организаций проводят мониторинги реализации нововведений, внесенных законом 372-ФЗ. Одной из таких является ООО МСП «Опора России». Нею проведено исследование, по итогам которого в Правительство России направлен доклад. Проводилось оно в декабре 2016 — феврале 2017 года. Объектами исследования были организации и предприниматели работающие в области строительства, проектирования и изыскательской деятельности. Главный вывод доклада — реформа внедряется с большим трудом. Одной из причин такого положения дел является то, что закон разрабатывался, практически не учитывая мнения специалистов в данной области, представителей строительного бизнеса. Основной проблемой названо — неперечисление компфондов. Отмечены и другие узкие места, такие как — проблемы, связанные с региональным принципом формирования саморегулируемых организаций. Специалисты организации делают вывод, что не все вопросы урегулированы новым законом, многие механизмы требуют доработки. Наличие существенных недостатков и выявление дополнительных проблем реализации указанного закона, побуждает всех заинтересованных в реформировании, как представителей власти, так и бизнеса, продолжать работу по мониторингу. Следующее исследование намечено на осень 2017 года, а доклад по его результатам будет представлен в Правительство РФ к 1 ноября текущего года. Это исследование будет проведено уже после вступления всех норм закона в силу и позволит сделать дополнительные выводы о том, насколько эффективны и успешны действия по реформированию системы саморегулирования. Подобные исследования, вместе с конструктивным и постоянным диалогом власти и бизнеса, позволят в итоге выработать механизмы и алгоритмы преодоления трудностей, возникших при реализации реформы.

Заказать звонок

Оставить заявку




Спасибо за вашу заявку!
В ближайшее время наш менеджер свяжется с вами.